Мы настолько любим Pilatus, что готовы писать о нем круглосуточно. Что есть, то есть. Когда в BizavNews узнали, что в России появился умелец, создавший копию легендарного РС-6 Porter, которая к тому же и летает, мы с нашими старинными партнерами из Nesterov Aviation недолго думая, собрали вещи и поехали в тверскую губернию на аэродром Старица. И поездка того стоила, модель РС-6 отличается от оригинала только размером и замечательно смотрится в небе.
Pilatus PC-6 в эксплуатации с 1959 года, он стал самолетом-легендой, известным во всем мире под простым названием Pilatus Porter. Это уникальный самолет, предлагающий удивительное сочетание возможностей, надежности и универсальности в любую погоду и при любой поверхности посадочной полосы, будь то пустыня или снежные горы. Благодаря этим качествам самолет заработал репутацию прочного утилитарного самолета.
И так знакомьтесь. Дмитрий Кондрашов, кстати, он представит РС-6 Porter на Чемпионате мира в Норвегии в 2021.
Дмитрий, когда вы начали проектировать модели самолетов?
Я учился то ли в 4-м, то ли в 6-м классе, и в подъезде соседнего дома был авиамодельный кружок. Зашел, понравилось, остался. На время учебы в институте пришлось оставить это занятие, но после выхода на работу вернулся к этому хобби. И в 2013 или 2014 году начал участвовать в копийных соревнованиях, построил первую копию и начал участвовать в Чемпионате России.
Такого уровня модель уже 4-я по счету у вас, верно?
Первая модель была Messerschmitt E-7, но с ней на соревнование я не попал, так как на облете была ошибка, разбил его. Потом была Extra-330SC (с ливреей румынской пилотажной группы), Piper РA-18, Douglas DC-3S (the smile in the sky), и РС-6 уже целенаправленно готовился к Чемпионату России и Мира. Мне потребовалось очень подробно изучить чертежи самолета, чтобы сделать точную копию. И, конечно, меня вдохновили летно-технические характеристики РС-6: очень короткий взлетный пробег (всего 167 м), дальность полета, и его грузоподъемность!
Понятно, что у каждой модели своя уникальная история, и опыт их создания разный, но может быть есть модель, которую вы больше всего любите, которая больше всего удалась?
Каждая по своему хороша, потому что они все разноплановые: Extra – чистый пилотажник, РA-18 – легенький самолет, Douglas – тяжелый… но как я уже сказал РС-6 я собирал осознанно, выбирал осознанно, я понимал, для чего и почему его делаю – по полету, по поведению он лучше всех. Мой РС-6 тоже может приземляться на короткие и неподготовленные полосы, я без проблем сажаю его на траву, грунт и даже на снег. То есть получилось, что моя модель обладает такими же характеристиками, как и оригинал.
Какие были эмоции, когда самолет первый раз взлетел?
Первый раз я его поднял в августе прошлого года, без окраски, без кабины (шутит про заводской вариант). Понравилось, как он взлетел, обычно делаешь пробежечки, подлетики, а этот разбежался, оторвался и полетел, как настоящий Pilatus. Газу дал – летит, развернул – летит, очень правильный летучий самолет. И очень порадовался, что угадал и с выбором самолета не ошибся.
Вы говорили, что для участия в чемпионатах есть ограничения по весу, по размеру. Поэтому вы выбрали легкие материалы?
Да, по правилам на соревнованиях ограничения по весу до 15 кг, строился он максимально большим, чтобы уложиться в этот вес. Размах крыла у него 3175 мм, а масштаб 1:5. Модель выполнена из традиционных материалов, есть всего 2 направления – первое, это композитные конструкции, то есть готовится матрица, выклеивается, но это хорошо для серии самолетов, и это гораздо затратнее. Второй вариант – это дерево, южноамериканская древесина очень легкая.
Что было самое сложное в создании этой модели?
Покраска, хотя я эту ливрею специально выбрал, потому что она очень яркая и запоминающаяся. На компьютере делал дизайн, потом вырезали на плоттере трафареты и по ним красили. Трафарет под каждый цвет наносился и выкрашивался отдельно. В общем на покраску ушла неделя с учетом 9-часового рабочего дня. Другая сложность заключалась в том, чтобы сделать клепки, которые есть на оригинале, мне пришлось сделать 7000 клепок для этой модели – 7000 капель клея, нанесенных вручную.
На соревнованиях судьи выставляют две оценки: за полет и за то, насколько прототип похож на оригинал. И в оценку на схожесть включена сложность покраски. У большинства самолетов очень скучные ливреи. Я знал, что у меня будут сложности с покраской, но результат того стоит, и есть шанс заработать дополнительные баллы на соревнованиях.
Сколько обычно бывает участников на Чемпионате мира?
Я думаю, что около 60 участников будет. Чемпионат проходит в трех классах – копии, полу-копии и юноши (до 18 лет).
А какую следующую модель планируете сделать?
Пока в тупике, ищу идеи в интернете, но пока ничего не понравилось настолько. Вот РС-6 запал своей простатой и брутальностью, вроде бы не очень внешне красивый, но при этом прекрасный.
Многофункциональный, универсальный…